Пока взрослые сражаются с проблемами, которые сами же и создали, маленькие люди, только начинающие свой путь, могут получить уникальный инструмент для управления своим внутренним миром. Зачем же учить детей медитации? Это не просто модное слово из последнего глянцевого журнала. Это способ помочь им научиться понимать себя, находить покой и смеяться над всем, что происходит вокруг, даже если за окном идет дождь, а в классе учитель задает нудную тему.
Медитация для детей — это не что-то мистическое и недоступное. Это, скорее, возможность посидеть в тишине и понаблюдать за собственными мыслями. Как у нас, взрослых, есть привычка «забивать» голову лишними заботами, так и у детей часто возникает необходимость отвлечься от ярких экранов и бесконечных задач, которые сыплются, как манна небесная. Когда мой сын впервые сел в позу лотоса, он выглядел так, будто собрался совершить подвиг. Я, конечно, смеялась с него, но потом поняла, что, возможно, это не такая уж и плохая идея.
Медитация, как выяснили ученые, не только улучшает концентрацию, но и помогает снизить уровень стресса. Представьте себе: ваш ребенок, забегая в дом после школы, не орет, как будто его съели собаки, а подходит, садится и начинает дышать. Это ли не чудо? Неплохое применение для тех, кто водит машину и не готов слышать орудия, называемые детьми. К тому же, как показали исследования, такие практики повышают уровень эмпатии. То есть, вместо того чтобы пинать кота за то, что он нацарапал диван, ваш чадо может попробовать понять его чувства. Это ж сколько котов спасется!
Начать заниматься медитацией не так сложно, как кажется. Достаточно выделить несколько минут в день. Я, например, завела себе «медитационное время», когда мы с сыном просто сидим на кухне, попиваем чай и смотрим в окно. В этот момент я рассказываю ему, как важно иногда просто «быть». И хоть он поначалу смотрел на меня, как на странную тетю, вскоре понял, что даже за окном можно увидеть много интересного: как соседи выносят мусор или как птицы спорят о праве первенства на ветке. Дети учат нас замечать мелочи, а медитация помогает это замечать осознанно.
Каждый родитель знает, что порой общение с детьми может напоминать беседу с инопланетянами. Они говорят о чем-то своем, непонятном, а вы только киваете и пытаетесь понять, что происходит. Так вот, медитация может стать неким мостом. Время, проведенное вместе в тишине, создает уникальную атмосферу. Например, мы с сыном решили попробовать «медитировать» перед сном. Я думала, он будет спать через пять минут, но нет. Он начал задавать вопросы о смысле жизни, о том, почему нельзя летать, и, конечно же, о том, почему у нас нет собаки. Это стало замечательным временем для откровений, когда мы могли просто быть друг с другом.
Не обошлось и без трудностей. Кто-то скажет: «Это ведь скучно!» Или: «Как можно заставить ребенка сидеть на месте?» Но на практике, когда ты ставишь перед собой цель, все оказывается не так уж сложно. Дети, как правило, любят игры. Мы сделали медитацию игрой. Например, я говорила: «Представь, что ты — камень, и вот ты лежишь на дне реки. Ничто не тревожит тебя». И тут, конечно, у нас возникал вопрос: а как же быть камнем, если он плывет по реке? И в этот момент медитация превращалась в обсуждение философских вопросов, что, согласитесь, совсем не скучно.
Забавный момент: многие взрослые не понимают, что значит «быть в моменте». А вот дети, если им объяснить, начинают осознавать свои чувства и эмоции. Когда мы медитируем, и он вдруг начинает чувствовать негативные эмоции, мы можем обсудить, почему он злится или грустит. Это своего рода эмоциональный тренажер. Заметила, что после медитации он стал более открытым и готовым делиться своими переживаниями. Хотя, конечно, иногда такие откровения напоминали мне откровения пьяного соседа в полночь. Но это уже другая история.
В конечном счете, медитация — это не панацея, но это тот инструмент, который может помочь ребенку научиться понимать себя и окружающий мир. А заодно и вам, родителям, понять, что, возможно, не все так страшно, как кажется. Как говорил мой знакомый, «в жизни важно не только видеть, но и уметь чувствовать». И, глядя на своего сына, который сейчас, сидя на полу, пытается медитировать, я понимаю, что, может быть, это и есть самый правильный путь.